Статьи

А.С. Манякина Влияние хореографии на психологическое состояние ребенка

Воспитание ребенка и взрослого человека на прямую зависит от его восприятия окружающего мира. Всестороннее развитый человек может достичь успеха во всех сферах. Так, например, одна из веток развития – физическое, для детей наилучшим родом деятельности является хореография, которая совмещает в себе и физическую, умственную и дыхательною нагрузки. Так же хореография развивает воображение и вызывает эмоциональное воздействие. Это воздействие помогает воспитать в ребенке характер и самостоятельность. Хореография в младшем возрасте для ребенка – это отражение действительности в движениях и музыке.

Цель детского хореографа – анализировать влияние хореографических занятий на психику детей разного возраста на конкретных индивидуумах и применять на практике проанализированные данные.

Задачи:

1) Определить цель прихода ребенка на занятия;

2) Провести диалог с каждым ребенком из группы, выяснить то, что их беспокоит;

3) Анализировать то, как ведет себя ребенок на занятии;

4) Провести беседы с родителями о психологическом состоянии ребенка до первого занятия и после, сравнить через два месяца рассказ родителя с первоначальным разговором;

5) Социализировать детей, подтолкнуть их к работе в группе.


На примере различных возрастов детей пяти, семи и двенадцати лет, я провела анализ психологического состояния до занятий и после двухмесячного периода. Самым главным, по моему мнению, является то, что дети могут выразиться при помощи жестов во время танца – это порой главное преимущество для замкнутых и малообщительных детей, тогда хореограф может видеть по символике и характеру движений, то о чем ребенок не говорит.

Так же в условиях детского коллектива, как и в обществе, есть лидеры, и псевдо лидеры, есть выполняющие команды и бунтари, а танец это прямое отображение психологического состояния человека. Наравне с важной задачей – социализацией ребенка, есть и другая немаловажная задача – эстетическое воспитание. Но эстетика и вкус не прививается в такой быстрый период, на него понадобиться больше времени и желания ребенка. Чувство ритма приходит не сразу, у кого-то это врожденное, кто-то долгими годами учиться попадать в музыку, но когда ребенок начнет воспринимать ритм – то он будет пользоваться этим каждый день, грациозно перешагивая через лужу, например.

Наблюдения

Актуальность статьи в том, что на протяжении трех лет я работаю в двух детских частных центрах развития детей, в каждом из них есть план и методика проведения занятий с детьми, но не хватает в этих планах взгляда со стороны психологии детей. В планах не отражены детские переживания и то, как хореография может помочьпережить детские трудности.

Поэтому я решила провести анализ по одному яркому примеру из трех разных возрастных групп детей. Дети – реальные, не вымышленные, поэтому для корректности я их называю только по имени.

Георгий, 5 лет.

В первый раз на занятия Гошу привела бабушка, сказав, что ребенок совсем не управляемый и что она устала с ним бороться. У нас завязался разговор, и она поделилась с тем, что ребенок ни в одной группе не задерживался дольше, чем на две недели.

Когда Гоша зашел в зал, где были еще четыре ребенка, он пробежал мимо них и бегал по залу без остановки, словами его было не остановить. И тогда я просто включила классическую музыку, потому что первая часть занятия классический танец. Гоша успокоился и начал повторять плавные движения за мной, но они у него получались резкими и угловатыми и он тои дело хотел подпрыгивать.

Когда началась вторая часть занятия – растяжка на полу, Гоша не мог усидеть на месте, ему было все равно на преподавателя и окружающих детей. Я отметила у него резко сменяющееся настроение, то он смотрит, не отрываясь в одну точку, то бегает без остановки. Я была очень удивлена, когда мы растягивались на полу и Гоша подошел ко мне и сказал: «У меня очень плохое настроение, со мной в детском саду ни кто не дружит». Самое важное, что он осознает то, что у него есть проблема. Мы с ним поговорили о его поведении, я у него спросила, понимает ли он, почему с ним никто не дружит или нет. Он сказал: «Да, наверно я себя плохо виду». Потом он мне стал показывать синяки на ногах, сказав, что его бьет бабушка за плохое поведение, меня насторожило то, что он говорил обо всем очень спокойно без слез.

Итог занятия (оценка по характеру движений): движения резкие, постоянные подскоки и прыжки, попадания в музыку практически не происходило, ребенок был полностью погружен в себя и рассуждал о своих проблемах.

Через месяц: Поведение ребенка стало лучше, но в группе танцевать у него не получается, он стремиться не выполнять указания хореографа и старается перебить и перекричать. Во время занятий он мне сказал: «Не хочу слышать папин голосок», я поинтересовалась у бабушки, что это значит, она сказала, что Гоша очень переживает, что родители не живут вместе и обижается на папу, который месяцами не навещает его.

Через два месяца: Ребенок стал общаться со сверстниками, танцевать под классическую музыку у него получается лучше, чем под быструю детскую музыку, так как под быструю он продолжает произвольно бегать.

Итог: Родители сообщили, что Георгий дома просит включить ему музыку и выполняет то, что мы делаем на занятиях. Ребенок стал более податливым к обучению и стал слышать то, что ему пытаются донести старшие. Спокойная классическая музыка способна заставить детей двигаться медленнее и плавне и придать им грацию.

Лиза,7 лет

В первый раз Лизу так же привела бабушка. Целью прихода на занятия являлось желание бабушки устроить внучку в балетную школу. Для этого я должна была научить Лизу основам – позиции рук и ног, базовой растяжки и умению слышать музыку.

На первом занятии, как и полагается этому возрасту, она вела себя спокойно и немного стеснялась окружающих детей. Но на втором и последующем занятиях она стала играть роль псевдо лидера, все дети стали отвлекаться на нее и повторять ее баловство. Во время занятий я поинтересовалась у Лизы, хочет ли она быть балериной, ответ был отрицательным. А это было и видно, потому что девочка «спустя рукава» исполняла все мои указания. Шпагат у нее не получался, у станка она вертелась.

Через два месяца: Лиза стала с интересом приходить на занятия и делиться новыми впечатлениями с детьми. Классический танец раскрыл ее умение плавно двигаться. Она научилась безошибочно выполнять базовые элементы, но доля баловства осталась, я это связываю к тому, что в семье три ребенка и она старшая – ее баловство это способ обратить на себя внимание. О сестрах она всегда говорила с ревностью, и никогда не просилась к маме, в отличие от других детей.

Итог: По результатам двух месяцев, Лиза захотела пойти учиться в балетную школу, она разузнала у меня некоторые факты о балеринах, об их работе, стала внимательнее относиться к занятиям, появилась осанка, села на шпагат и из псевдо лидера стала настоящим лидером, и остальные дети безукоризненно выполняли то, что она говорит.

Катя, 12 лет.

В первый раз Катя пришла на занятия под предлогом, что ей надо похудеть. Ее лишний вес придавал ей возраста. Она не выглядит как 12 летняя девочка. Она сообщила, что ее в классе дразнят и переростком и толстой. Катя с рвением и желанием взялась за занятия, она пыталась запомнить, что то, что я говорила и выполняла все по мере возможности. Она стеснялась только того что у нее получается не так как у остальных детей. Подросток абсолютно не избалованный, хотя из состоятельной семьи. Очень добрая и отзывчивая девочка.

Через два месяца: По результатам занятий она не скинула много килограммов, потому что похудение – это не главная цель в танцах. Но у нее появилась уверенность в себе, и главное что она переборола себя и выступила с танцем на школьном концерте перед своими одноклассниками. После она поехала на конкурс и заняла второе место в категории уличные танцы и счастливее человека я еще не видела.

Итог: Екатерина приобрела уверенность в себе и со своими лишними килограммами. Ходит на занятия с удовольствием и больше не жалуется на проблемы в школе.

Вывод: по итогам наблюдения за детьми из разных возрастов видно, что у каждого ребенка есть какая либо проблема, которая их волнует. Иногда взрослые не видят, что ребенок обеспокоен. Сочетание физических упражнений и музыки разных жанров помогают навести контакт хореографа с ребенком и тем самым понять, в чем проблема ребенка. В большинстве случаев дети до десяти лет переживают из-за проблем в семье, а в подростковом возрасте беспокоиться о том, что о них думают окружающие. По своим наблюдениям за детьми, отметила прямую зависимость хореографии и душевного состояния ребенка и проанализировала проблемы детей и пути их решения.

Статья так же опубликована в сборнике «Вестник молодых ученых» СПГУТД, апрель 2013

УДК 2227-6203